История прихода

Текст составлен кандидатом исторических наук Ереминым Н.С.

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

История курского прихода идёт параллельно с историей поляков, живших в разное время в Курской губернии. Католики-поляки проживали в небольшом количестве в городе давно, но только к XIX веку их стало достаточно много для того, чтобы построить в городе церковь.

Если заглянуть чуть-чуть назад в историю, то можно увидеть, что на протяжении многих веков Польша несколько раз полностью или частично оказывалось под властью других стран. После трёх разделов Речи Посполитой в XVIII веке и наполеоновских войн большая часть территории польского государства вошла в состав Российской Империи. А в 1863-1864 годах на территории Польши вспыхнуло крупное «январское» восстание против российского господства. Мятеж был подавлен, а поляки, причастные к восстанию, были отправлены в ссылку в центральную Россию, в том числе в Курск прибыло несколько сотен человек. Как пишет курский историк, кандидат исторических наук А.В. Зорин: «Пленных повстанцев доставляли в Курск, поскольку это был один из городов, где действовал военно–полевой суд, решавший их участь. Кроме того, повстанцев присылали отбывать наказание в Курской арестантской роте, трёхэтажное здание которой стояло за Московскими воротами на месте современного медицинского университета» [8, с. 265].

Первое время в отношении переселенцев действовало несколько ограничений, в частности, на новых местах им не разрешалось покупать землю, запрещалось использовать латиницу, а вся их жизнь проходила под контролем жандармерии. Сосланные поляки постепенно обживались и компактно селились на улицах Лазаретной (ныне Семеновская), Нижней и Верхней Гостинным (ныне Марата), Филимоновой горе (ныне Золотая).

15 июля 1864 года на имя курского губернатора П.А. Извольского было подано прошение об учреждении католического прихода и назначении в него священника. Министерство внутренних дел дало отказ (№ 1652 от 2 августа 1864 года), мотивируя его тем, что в Курске проживает всего 80 католических семей, а для учреждения прихода необходимо наличие не менее 100 дворов.

1896 год. Историческая фотография для костела, ведь именно в этом году строительство величественного собора было завершено

27 марта 1865 года, в Вербную субботу в губернском Курске произошло важное событие – однодневная перепись наличного населения Курска и его пригородных слобод: Ямской, Стрелецкой, Казацкой и Пушкарной. Эта перепись позволила нам узнать, что на тот момент в городе Курске проживало 805 католиков. Кроме того, известно, что в воинских частях, располагавшихся в Курской губернии, военную службу несли солдаты католического вероисповедования.

Как видно, количество католиков в городе неуклонно росло и уже к 1868 году приход был наконец официально зарегистрирован.

Сначала курские католики были вынуждены совершать богослужения в частных домах польских семей Гринецких, Валевских, Гладковских, а потом – в небольшом деревянном молельном доме, построенном на деньги общины и располагавшемся на той же Верхнегостиной улице (ныне ул. Марата), где позже был возведён величественный собор.

С 1868 года религиозные требы отправляли приезжавшие в Курск католические священники. В основном, это был отец Андрушкевич из Чернигова. Кроме него, по сообщению краеведа А.В. Зорина, ещё один священник, Фома Сидорович, приезжал специально из Могилёвской губернии для служения польским арестантам-католикам, находившимся в Курске [8, с. 266].

В адрес-календаре, опубликованном в «Памятной книжке Курской губернии» за 1894 год, в разделе «Духовенство иноверческих исповеданий», мы находим информацию о том, что с 1885 года, в городе служили два священника – настоятель Георгий Георгиевич Мотузз, более 20 лет возглавлявший приход католического храма и его викарий Иоанн Иоаннович Виткевич [11, с. 70]. В памятной книжке также сказано, что они оба происходили из Ковенской губернии Российской империи (в настоящее время территория Литвы, Латвии и Белоруссии). По одной из версий, до того, как приехать в Курск, они служили в г. Витебске Могилёвской епархии. Отец Иоанн умер 11 октября 1897 года в возрасте 76 лет, а о. Георгий прожил до 1917 года и был похоронен прямо перед входом в костёл.

1904 год. Фотокарточка

В 1900 году на помощь о. Георгию был прислан священник Барановский, уехавший через год. Ему на смену приехал о. Вилямовский, прослуживший до 1904 года.

Кроме них, до революции в Курске служили: о. Петр Крысяк (в 1909 году), о. Михаил Томашевский (с 1909 по август 1910 года), о. Иоанн Боровик (с 1910 по июнь 1911 года), о. Антоний Мацулевич (с 1910 по август 1914 года), о. Франциск Улинский (с 1912 по 1916 год), священники Гогос и Луцкус (в 1915 году) [2, с. 55].

В годы служения о. Георгия значительно выросло католическое население Курска. Если, как мы уже говорили, в 1865 году католиков насчитывалось 805 человек, то Первая всеобщая перепись населения Российской империи показала, что к 1897 году их количество увеличилось в нашем городе до 1363 человек, что составляло 1,8% от общего населения г. Курска в 75.721 человека [12, с. 100]. Это особенно показательно, так как перепись была проведена всего через год после открытия костёла.

Всего же во всей Курской губернии, включавшей в себя 15 уездов, насчитывалось 3231 человек римско-католического вероисповедания, причём поляков среди них было 2717 человек, русских – 278, остальные – других национальностей [12, с. 106]. Получается, что люди русской национальности составляли 8,6% католического населения губернии, что не так-то и мало для конца XIX века.

4 января 1890 года о. Георгий Мотузз пишет докладную записку Его Преосвященству Курской духовной православной консистории, епископу Курскому и Белгородскому Иустину (Охотину), с просьбой о разрешении на постройку нового храма вместо молельного дома. 6 февраля 1890 года он получает ответ (за № 1052) на своё прошение из духовной консистории от протоиерея И. Лащенкова о том, что препятствий со стороны начальства Курской епархии на постройку католического костёла не имеется.

Надо сказать, что о. Георгий сыграл решающую роль в строительстве собора, ведь именно он 27 января 1891 года представил курскому губернатору, генерал-майору Виктору Вильгельмовичу фон Валю проект храма и смету и уведомил его при этом, что строительство костёла будет осуществляться за счёт капитала, завещанного дворянкой Марией Радзиевской, а также на его собственные средства: «Вверенный мне курский римско-католический приход настоящей церкви не имеет. Богослужения совершаются во временной невместительной молельне […] Имею честь высокопокорнейше просить Ваше превосходительство сделать зависящие распоряжения об утверждении проекта и сметы, и исходатайствовать от вашей власти распоряжение на сказанную постройку», – писал о. Георгий.

Проект храма. 1891 год.

Губернатор, в свою очередь, пользовался авторитетом в Санкт-Петербурге (где он чуть позже, в том же 1892 году, стал градоначальником) и смог решить проблему строительства храма. Отметим, что В.В. Валь являлся выходцем из балтийских немцев и по вероисповеданию был лютеранином. Возможно, именно поэтому он решил поддержать курских католиков и уже в начале 1892 года было получено разрешение на возведение «постоянной римско-католической церкви во 2-й части города Курска, по Верхнегостиной улице, на расстоянии восьми погонных сажен от деревянного молельного дома». Отсюда мы также узнаём, что деревянный молельный дом находился, приблизительно, в 17 метрах от нынешнего храма.

Строительное отделение губернского правления рассмотрело проект и смету на постройку курского римско-католического храма (№ 2362 от 16 мая 1891 года), и утвердило их 4 июня 1891 года приказом за № 610.

13 июля 1891 года Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел рассматривает план церкви, смету на постройку храма и также даёт согласие на строительство.

После этого, в 1892 году был построен двухэтажный хозяйственный приходской дом (ул. Марата, д. 29, ныне снесён, сейчас на его месте построено здание областного суда), который находился справа от храма (если смотреть лицом к костёлу), а затем построили дом священника по другую сторону от храма.

Деньги на строительство были преимущественно получены от дворянки Марии Иосифовны Радзиевской, а также от курских католиков и в качестве благотворительных пожертвований из Польши. Президент Курского областного краеведческого общества, кандидат исторических наук Ю.А. Бугров пишет: «О Радзиевской известно лишь то, что она из дворян Малоархангельского уезда Орловской губернии. Часть своего капитала, завещанного в 1889 году, распорядилась передавать ежегодно на украшение и нужды существовавшего в то время в Курске храма (молельный дом – прим. авт.), остальные же деньги выдавать на строительство нового костёла» [2, с. 10].

1914 год. Почтовая карточка.

Архивные документы того времени говорят нам о том, что деньгами (15 554 р. 25 коп.) распоряжался по её духовному завещанию родственник, помещик Андрей Христофорович Языков [3, л. 20]. И как видим, волю Марии Иосифовны он исполнил достойно.

18 января 1892 года начальник штаба Киевского военного округа, в который входила территория Курской губернии, шлет письмо курскому губернатору В.В. фон Валю с запросом о том, есть ли в Курской губернии римско-католические священники (капелланы) для поездки в войска и для исполнения духовных треб военных чинов во время Великого Поста [13, л. 1]. Но из-за возможного срыва строительства костёла поездка священников в войска откладывается. По просьбе о. Георгия Мотуззы губернатор 21 января 1892 года отправляет телеграмму в штаб Киевского военного округа, в которой говорится о том, что курские католические священники не могут быть рекомендованы в войска для исполнения духовных треб в предстоящий Великий Пост. Благодаря этой телеграмме, священники смогли остаться в городе и продолжить строительство католического храма и приходского дома.

23 июля 1892 года (по ст. ст.) был заложен первый камень и освящено строительство, которое велось, по некоторым данным, бельгийско-польской строительной фирмой из г. Кракова.

В 1896 году строительство величественного собора было завершено и 15 августа того же года, в торжество Успения Божией Матери (по григорианскому календарю) храм был освящен во имя Успения Божией Матери.

Костёл был возведён в неоготическом стиле с двумя башнями-шпилями, с 27 позолоченными крестами, расположенными над порталом и по бокам храма. Внутри стены были украшены расписным орнаментом, а перед алтарем находилась небольшая ажурная перегородка. Кроме того, в храме был установлен духовой орган (органистом был Лоскутов Тихон Матвеевич).

К 1904 году процент католического населения в городе снизился вдвое и составлял уже 0,8 % или около 600 человек. Это было вызвано тем, что в этот период поляки начали постепенно возвращаться на родину.

Также отметим, что изначально католический приход в Курске имел национальный характер. Создали и посещали его поляки и в меньшей степени немцы, ведь русским совершать переход в Католическую Церковь было запрещено. Особенно примечательно, что когда в Российской империи вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, разрешавший русским официально стать католиками, то всего за 4 года (с 1905 по 1909 годы) во всей стране только по официальной статистике «233 000 человек перешли из православия в католичество» [7, с. 23], что показывает, насколько высоким был запрос и интерес в обществе к западной форме христианства. С этого периода в курском приходе постепенно стали появляться армяне и русские.

Год неизвестен. На данной фотографии запечатлен
первоначальный вид алтаря, который был выполнен
из дерева и имел резные фигуры апостолов по бокам.

С началом Первой мировой войны приход пополнился за счёт беженцев и военнопленных. При ознакомлении со списками похороненных в это время на римско-католическом кладбище, которые сохранились в мартирологе курского костёла, поражает большая детская смертность. Были случаи, когда семья могла лишиться за одну неделю троих детей. Значительной была смертность и среди военнопленных, в основном молодых людей.

Следует упомянуть, что католиков хоронили в Курске на двух некрополях. Во-первых, на Немецком (Лютеранском) кладбище, открытом в 1855 году для лютеран, но использовавшемся до 1899 года также и для католиков. Оно находилось на территории нынешней сельскохозяйственной академии и не сохранилось до нашего времени. Во-вторых, на римско-католическом кладбище, которое частично сохранилось до наших дней – это участок земли на территории православного Херсонского (Всехсвятского) кладбища, который с 1899 года был выделен городской управой для захоронения горожан римско-католического вероисповедания в ответ на прошение священника Г. Мотуззы [5, л. 35].

Казимир Малевич

Некоторую роль в истории прихода в начале XX века сыграл будущий всемирно известный художник-авангардист польского происхождения Казимир Северинович Малевич (1879-1935), русский живописец, педагог, теоретик искусства. Знаковая личность не только для отечественного искусства, но и для мировой живописи, ведь именно его считают основоположником абстрактного направления супрематизма. Он пробыл в Курске с 1896 по 1907 год и в течение этого периода его семья жила в разных домах, наиболее известным из которых является дом № 13 на нынешней улице Почтовая.

Год неизвестен. Фотокарточка.
Молодой Казимир Малевич в г. Курске.

В Курске Малевич прожил в общей сложности около 10 лет. Сюда его родители вместе с девятью детьми переехали, когда Казимиру было 18 лет. Здесь он познакомился с будущей женой Казимирой Зглейц, которая была фельдшером. Обзаведясь женой и детьми, Малевич нуждался в средствах. На жизнь ему пришлось зарабатывать службой чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги.

В нашем городе Малевич организовал художественный кружок и провёл три своих выставки, но работа чертёжником его сильно тяготила, и он жил только одной мечтой – уехать из провинции и заняться живописью в большом городе. В 1904 году он уезжает из Курска в Москву, где пытается поступить в училище живописи, но, когда у него это не получается, он снова возвращается в Курск. В 1906 году он предпринял ещё одну попытку поступить в московское училище, но ему снова отказали. Только в 1907 году, благодаря поддержке матери, Казимир вместе с семьёй всё-таки переезжает из Курска в Москву окончательно.

Некоторые важные факты из жизни художника в Курске подтверждаются в том числе документально. Так, сотрудниками Курского областного архива в метрической книге католического костёла, были найдены уникальные записи. Первая запись под № 2 о венчании Малевича с его супругой Казимирой Зглейц, которое состоялось 27 января 1902 года: «Прозвание венчаемых – Казимир и Казимира Малевичевы. Тысяча девятьсот второго года двадцать седьмого дня в Курском римско-католическом приходском костёле ксендзом Мотуззом настоятелем онаго […]. Дворянина Казимира Малевича, юношу 23 лет, и Казимиру Зглейц, девицу 21 года, –курских прихожан, по сделанному предварительно строгаго с обеих сторон на письме из исследования препятствия бракосочетанию и по неоткрытию причин, равноизъявленному от обоих лиц взаимному согласию внешними признаками обнаруженному».

Фото страницы из метрической книги католического храма
Успения Божией Матери за 1902 г., на которой записан
акт венчания Казимира Малевича и его жены
Казимиры Зглейц.

Здесь же запись о семьях венчающихся и свидетелях, которые присутствовали на церемонии: «Дворяне Северин и Людвика из Галиневских Малевичев, законных супругов сына и мещан Ивана и Анелаиды Гейне Зглейца. Торжественное благословение в восприсутствовании достойных свидетелей Владислава Пржиборовского, Вильгельма Германовича и Адольфа Круковского».

В метрической книге есть также записи о рождении пятерых детей Малевичей: Анатолия в 1901 году; Иоанны в феврале 1902 года; Георгия в октябре 1902 года; Иванны (Геанны) в феврале 1904 года и Галины в 1905 году. Может показаться странной маленькая разница всего в 8 месяцев между рождением дочери Иоанны и сына Георгия, однако с точки зрения физиологии здесь нет ничего невозможного. Довольно часто бывает, что женщина беременеет уже через месяц после родов и если это учесть, то получится, что Георгий родился приблизительно на 7 месяце вынашивания.

Достоверно известна судьба лишь двоих из детей. Анатолий умер в 14-летнем возрасте от тифа, а Галина пережила революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны и скончалась в 1973 году. Про остальных детей никакой информации нет и видимо, они скончались во младенчестве.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

XX век принёс в Россию новые проблемы и испытания: войны, революции, свержение самодержавия. Но и в это трудное для всей страны время храм и его приход не прекращали действовать. После революции 1917 года костёл функционировал ещё около 20 лет.

После геноцида армян (1915-1916 годы) многие армянские семьи перебрались в Курск. Те из них, кто исповедовал католицизм, пополнили собою курский приход.

Из тех непростых лет до нас дошёл один важный документ. В соборе сохранилось свидетельство о крещении одной из прихожанок, датируемое январём 1923 года. Обряд совершал о. Александр Фомич Притулло. Данный документ позволяет нам узнать, что даже в непростую эпоху социальных и политических перемен в костёле продолжали появляться и принимать крещение новые люди.

Отец Александр начал своё служение в Курске приблизительно с 1923 года и вскоре был назначен настоятелем. О нём известно только то, что он был родом из Романовской волости (Сокольский уезд) Гродненской губернии, а в Курске проживал по адресу: ул. Золотая, д. 20 (дом сохранился до наших дней).

Также следует упомянуть о том, что с 1928 по 1930 год г. Курск и католический приход регулярно посещала Болеслава Лямент, основательница Конгрегации Сестёр Миссионерок Святого Семейства, причисленная в 1991 году к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II. В наше время в храме находится реликварий с частицей её мощей.

В целом, численность курских поляков стала заметно снижаться ещё с 1904 года, когда законодательно были отменены многие запреты. Тогда же стало происходить и размывание общины, всё больше поляков стали вступать в браки с представителями других национальностей, многие вернулись на историческую родину. В итоге, польские кварталы Курска практически исчезли в конце 1920-х годов. Последние поляки, остававшиеся в Курске, подверглись репрессиям в 1930-х годах.

В целом, многие священники, прихожане и активисты курского католического прихода попали под репрессии. 5 июня 1937 года был арестован НКВД Белорусской ССР в городе Логойск Минской области бывший настоятель храма о. Александр Притулло, а уже 27 августа того же года он был расстрелян.

В 1935-1937 годах в приходе также служили Любенский Игнатий Адольфович и Розенбах Яков Иосифович. Судьба их стала известна лишь в 2004 году, когда настоятель костёла о. Анджей Гжибовски на свой запрос о предоставлении сведений о священниках Г. Мотуззе, И.А. Любенском и Я.И. Розенбахе получил письмо из прокуратуры Курской области (ул. Ленина, д. 21) текст которого частично приведём здесь: «Прокуратурой области получен ваш запрос о предоставлении сведений об арестах и судимостях священников Мотузы Г., Любенского И.А., Розенбаха Я.И.

1931 год. На фото сзади о. Александр Притулло.

В ходе проведенной проверки установлено, что в архиве ОРАФ УФСБ РФ по Курской области на хранении имеется архивное уголовное дело в отношении Любенского Игнатия (Игната) Адольфовича.

Сообщаем, что Любенский И.А. родился в 1878 (1877) г. в с. Бобиничи Витебской губернии (Белоруссия), проживал в г. Курске (ул. Семеновская, д. 72). По национальности – поляк. В 1906 г.  окончил Житомирскую Духовную Семинарию и был посвящен в сан ксендза римско-католического вероисповедания. В период войны СССР с Польшей был ксендзом католического прихода в г. Бреславле, и по занятии города белополяками, обслуживал свой приход. При разгроме белополяков остался на территории СССР, где до 1928 г. проводил контрреволюционную работу в пользу Польши.

В 1928 г. за проведение контрреволюционной деятельности был осужден и приговорен к пяти годам заключения в концлагере и пяти годам высылки. Находясь в концлагере, ежемесячно получал денежную помощь и посылки через Польский Красный Крест. После освобождения из концлагеря, в 1933 г. Любенский И.А. прибыл в г. Курск, где обслуживал польский костёл, сколотил вокруг себя католический актив антисоветски настроенных лиц, участников организации ПОВ, с которыми проводил антисоветскую работу […].

07.12.1937 г. Любенский И.А. был арестован УНКВД Курской области по обвинению в проведении на территории СССР активной контрреволюционной и шпионской деятельности, содержался под стражей в Курской тюрьме. Постановлением НКВД и прокуратуры СССР от 02.01.1938 г. осужден по статье 58-6 УК РСФСР, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10.04.1938 г.

Любенский Игнатий Адольфович реабилитирован по данному делу 02.02.1999 г. прокуратурой Курской области в соответствии со ст. ст. 3, 5 Закона РФ “О реабилитации жертв политический репрессий”.

В архиве ОРАФ УФСБ РФ Курской области на хранении имеются два архивных уголовных дела в отношении священника Розенбаха Якоба Иосифовича. Сообщаем, что Розенбах Я.И, родился в 1886 г. в колонии Мариенфельд (Поволжье). По национальности – немец.  Был судим Особой сессией Днепропетровского окружного суда, проводившейся с 30.03.1930 г. по 02.04.1930 г. по ст. 54-10, ч. 2 и ст. 170-3 УК УССР, приговорен к пяти годам лишения свободы […].

Розенбах Я.И. отбывал наказание в Соловецких лагерях, а 22.03.1933 г. был досрочно освобожден […]. Административную ссылку отбывал в Курске. В 1935 г. Розенбах Я.И. обвинялся в преступлении, предусмотренном ст. 17-58 п.п. 10, 3 УК РСФСР приговором Курского областного суда от 26-28.02.1935 г. Оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.

Розенбах Я.И. также был арестован 06.12.1937 г. по обвинению в преступлении, предусмотренной ст. 58-6 УК РСФСР и обвинялся в том, что являлся агентом польской и германской разведок, был участником контрреволюционной фашистско-шпионской организации, на момент ареста был ксендзом римско-католического вероисповедания курской общины. Содержался в Курской тюрьме с 07.12.1937 г. На основании постановления Особого Совещания НКВД и Прокуратуры СССР от 02.01.1938 г. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу (протокол № 687).

Сведений об арестах, судимостях и применений политических репрессий в отношении Мотуззы Георгия в архивах ИЦ УВД и ОРАФ УФСБ по Курской области не имеется» [14].

24 августа 1937 года НКВД также арестовало группу католических прихожан (13 человек), которые были осуждены по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР и уже спустя три дня все были расстреляны.

После смерти И.В. Сталина в стране началась кампания по реабилитации невинно осужденных, которая проходила на всём протяжении правления Н.С. Хрущева. На этой волне 29 ноября 1957 года Военный трибунал Воронежского военного округа прекратил дело в отношении этих 13 прихожан-католиков из-за отсутствия в их действиях состава преступления и всех реабилитировал.

К 1935 году на всей территории СССР насчитывалось не более 16 католических священников и всего несколько действующих приходов. По всей стране уже с 1932 года шла активная компания по закрытию храмов всех конфессий и к 1939 году открытых католических костёлов в СССР осталось только два. В это тяжёлое время, 19 октября 1938 года по постановлению культовой комиссии Президиума Курского облисполкома был расторгнут договор с Римско-католической общиной г. Курска и костёл был закрыт.

Собор передали под антирелигиозный филиал областного краеведческого музея, который открылся 1 мая 1939 года. В музее был установлен и действовал маятник Фуко, наглядно объяснявший движение небесных тел вокруг Солнца, а также можно было увидеть литургическую утварь бывшего храма: иконы, хоругви, книги, чаши, ризы и т.д.

Алтарные фигуры святых апостолов Петра и Павла, Пресвятой Девы Марии, резные готические алтари, амвон, алтарная перегородка и орган – всё это было уничтожено.

Оккупировав город Курск в 1941 году, немцы вновь открыли костёл, но ненадолго, до освобождения города в феврале 1943 года. По всей видимости, в это время в храме служили немецкие капелланы.

После войны костёл использовался под склад товаров Центрального универмага и ввиду полного отсутствия ухода за ним начал разрушаться.

1942 год. Оккупация.
Фото из Пролетарского сквера. Немцы недалеко от
Покровского рынка, а на горизонте
4-ая гимназия и костёл перед ней.

В 1970-х годах собор остро нуждался в капитальном ремонте. Одна из башен-шпилей покосилась и начала падать. Внутри всё было ободрано и разрушено, на полу валялись обломки стен, кирпичей, коммуникации пришли в негодность. Городские власти не хотели возиться с капитальным ремонтом и было принято решение здание снести, но благодаря молодым активистам под руководством Александра Дмитриевича Зудова было собрано достаточно подписей, чтобы костёл сохранили. Именно их усилия предотвратили гибель храма, которому решением № 53 от 26 января 1978 года исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов был присвоен статус памятника архитектуры местного значения и здание было поставлено под охрану. Через 5 лет, в 1983 году, в нём началась реставрация. Были разобраны завалы и груды кирпичей внутри здания, восстановлены башни-шпили, смонтирована новая крыша, вставлены окна, покрашены стены и т.д.

1970-е годы. Величественный собор нуждался в капитальном ремонте.

В 1986 году в костёле был открыт городской Дом музыки, который в 1990 году был преобразован в городской Дом культуры. В бывшем храме была сооружена сцена, на которой помещались электроорган Perle (Рижской фабрики RMIF) и рояль, проходили различные концерты, репетиции музыкальных коллективов, действовали кружки.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Возвращение здания храма и жизнь возрожденного прихода

В начале больших демократических преобразований в России начали возрождаться многие христианские религиозные конфессии – православие, католичество, протестантизм. Люди стали свободны в исповедании своей веры.

В это время костёл ещё был закрыт и Мессы проходили один раз в месяц в квартирах у прихожан – Евгении Емельяновны Пономаревой по ул. Красная линия, д. 19 и у Сигизмунда Вячеславовича Пекарского по ул. Володарского, д. 4/2. Прихожан вначале было немного, всего 8 человек. С.В. Пекарский являлся одним из самых активных членов прихода и поэтому его назначили старостой. Именно он 19 апреля 1992 года написал в Москву письмо-прошение архиепископу Тадеушу Кондрусевичу о назначении в Курск священника. С этого времени один раз в месяц в город стал приезжать из Харькова о. Ежи Зимински, который провёл первое за долгое время католическое богослужение около костёла.

В марте 1993 года о. Ежи привёз из Москвы примерный Устав католической общины, молитвенники, розарии. Уже 16 ноября того же года католическая община в составе 28 человек была зарегистрирована в Курском Управлении юстиции (свидетельство о регистрации № 179). С этого времени началась трудная борьба верующих за возвращение здания храма.

10 июня 1994 года о. Ежи провёл первое за долгое время католическое крещение в Курске – Нины Васильевны Бондаренко. Оставалась одна большая проблема – о. Ежи приезжал в город от случая к случаю и приход остро нуждался в собственном приходском священнике.

1994 год. Отец Ежи Зимински проводит Мессу перед храмом.

С марта 1995 года в Курск приезжает о. Йозеф Гунчага (г. Сташков, Словакия) и община просит его стать настоятелем, на что он даёт согласие, и уже 30 апреля того же года о. Йозеф привозит из Москвы Декрет № 107/95 о назначении его настоятелем прихода Успения Божией Матери в г. Курске. В это время, староста С.В. Пекарский и настоятель о. Йозеф постоянно пишут обращения о возвращении костёла в разные инстанции: администрации города, области, в Москву.

12 октября 1995 года католическая община получила из Министерства культуры России приказ за № 589-14-34 о передаче курскому Римско-католическому приходу здания храма. Сразу после этого был подписан о. Йозефом и утвержден Отделом культуры г. Курска совместный график проведения католического богослужения в костёле по воскресным и праздничным дням. Хотя здание продолжало находиться в пользовании Дома культуры, впервые за очень много лет прихожане могли проводить Мессы не по домам или на улице, но в своём родном храме. Газета «Курская правда» даже опубликовала обращение о. Йозефа к курянам, где он впервые рассказал им о том, что костёл снова открыт для прихожан: «Думаю, что в Курске немало католиков, но они не знают, что возобновлены богослужения в польском костеле. В этом здании давно располагается городской Дом культуры. Хорошо, что несколько лет здесь не танцуют. Община католических верующих три года добивалась разрешения служить в храме, но без успеха. Богослужения проходили около храма или на квартире у кого-то из прихожан. Теперь нас наконец-то пустили в костёл. Слава Богу, что первый шаг сделан. К нам приходят молиться лица польского происхождения, а также литовцы, итальянские и румынские строители, работающие в Курске. Надеемся, что о нас узнают студенты из Африки, Латинской Америки и других католических стран, обучающиеся в курских вузах» [6].

29 октября 1995 года о. Йозеф совершил первое за много лет таинство бракосочетания (венчание), которое приняли Бондаренко (Пекарская) Елена Сигизмундовна и Бондаренко Василий Викторович.

Жизнь местных католиков постепенно всё больше налаживалась. 16 апреля 1996 года С.В. Пекарский подписал договор о поставке в Курск газетных выпусков единственной в России еженедельной католической газеты «Свет Евангелия», что позволило прихожанам быть информированными о том, что происходит с католиками в других городах России и мира. Кроме того, в мае 1996 года на пожертвования курских католиков был заказан алтарь для костёла.

Согласно приказу № 219 от 25 июля 1996 года Управление по охране объектов культурного наследия постановило использовать помещение храма для нужд католической общины совместно с мероприятиями, проводимыми Домом культуры. Директор этого заведения с трудом шёл на переговоры и крайне неохотно пускал прихожан в храм на богослужения, порой даже выставляя их на улицу в мороз. Конфликт долго не могли разрешить и всё закончилось только со сменой начальства в Доме культуры после смерти предыдущего директора.

В марте – апреле 1996 года в Курск приезжал о. Владимир Юкл (Словакия), он временно заменял о. Йозефа. 15 августа 1996 года вместе с о. Владимиром все прихожане торжественно отмечали 100-летие освящения курского костёла, на котором присутствовали первый ректор Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов» о. Бернардо Антонини и представители Русской Православной Церкви г. Курска. В богослужении принимали участие более двухсот человек.

1997 год стал знаменательным для курских католиков. В январе этого года приходской совет начал активно посещать администрацию г. Курска с просьбой о передаче собора католической общине и 17 мая губернатор А.В. Руцкой подписал распоряжение за № 344-Р «О передаче здания в пользование Римско-католическому религиозному объединению церкви Успения Божией Матери в установленном законодательном порядке».

6 сентября 1997 года декретом архиепископа Тадеуша Кондрусевича настоятелем прихода Успения Божией Матери Римско-католической Церкви г. Курска назначен о. Кшиштоф Кемпа (д. Рембишув, Польша). Перед официальной передачей здания общине силами прихожан вместе с о. Кшиштофом была проведена огромная работа по ремонту, уборке и благоустройству храма, территории, а также восстановлению всех систем жизнеобеспечения: водопровода, отопления, электричества. Конечно, эта работа не была закончена за один месяц и продолжалась ещё не один год.

После того, как был подписан Договор № 5 с Комитетом по управлению имуществом г. Курскао передаче здания верующим, 17 октября 1997 года состоялась передача костёла католической общине. С ноября 1997 года храм был открыт ежедневно с 14.00, в воскресенье с 10.00. По субботам служилась Месса на польском языке.

15 августа 1998 года. На фото – первый престольный праздник Успения Божией Матери после возвращения храма курским католикам. Настоятель о. Кшиштоф Кемпа. Фото – Наталья Стрелкова.

Так как Дом культуры больше не имел отношения к зданию костёла, электроорган был увезён и службы проводились в сопровождении синтезатора. Долгое время органистом костёла был Игорь Игоревич Краевянов. После него Мессы стала сопровождать Наталья Владимировна Стрелкова.

Здесь скажем несколько слов и о том, чем занималась община в первые годы после возвращения храма. Прежде всего, проводились различные встречи с прихожанами: катехизация, разучивание церковных песнопений, библейский кружок, кружок изучения польского языка для всех желающих (в Обществе польской культуры при храме), проходили просмотры видеофильмов. Общиной ставились различные спектакли. Прихожане, по своей инициативе, посещали духовные упражнения и курсы катехизации в Астрахани и Москве, участвовали в паломничествах (Италия, Польша, Украина). Также, собственными усилиями в 1998 году была организована библиотека при храме, а с февраля 2002 года начал выходить первый приходский бюллетень «Верую!» (редакторы П.В. Асеев и Н.В. Стрелкова), переименованный затем в «Мир Вам!», постоянным редактором которого являлась Н.В. Стрелкова.

Интересной для нашего прихода также представляется история большого бронзового распятия, которое сейчас установлено в алтаре. В советские годы оно хранилось в Сергеево-Казанском соборе и долгое время считалось, что это распятие принадлежало до революции курскому католическому костёлу, после чего было конфисковано советской властью. Однако, как показало исследование этого вопроса историком-краеведом, кандидатом исторических наук Юрием Владимировичем Озеровым, крест находился до революции в лютеранской кирхе во имя святых апостолов Петра и Павла (ныне здание Прокуратуры Курской области на ул. Ленина, д. 21) [10].

Кирха была закрыта ещё в 1924 году и тогда же распятие было передано в музей искусств, а позже в Курскую картинную галерею, расположившуюся в здании Сергеево-Казанского собора. После распада СССР лютеранской общины в городе уже не было, зато была католическая, которая и заявила свои права на распятие, выполненное явно не по православным канонам. В итоге, после непростых переговоров в 1997 году с архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием, бронзовый крест был передан в костёл.

Большое распятие храма.

Справедливости ради отметим, что тогда ещё никто точно не знал, кому принадлежало распятие до революции, и в общине были искренне уверенны, что оно находилось именно в католическом храме. Впервые этот вопрос был изучен только в 2011 году историком Ю.В. Озеровым.

Также Юрию Владимировичу удалось выяснить, что большое распятие (оригинальное название – бронзовая скульптура «Христос на кресте») было выполнено итальянским скульптором Сальваторе Альбано (1841-1893/94) на литейном предприятии братьев Галли Фузеро во Флоренции. Работы этого мастера сейчас хранятся во многих известных музеях по всему миру, а само распятие, до того, как оно попало в Курск, выставлялось на одной из самых престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне.

Но вернёмся непосредственно к истории прихода. 17 января 1999 года курский костёл был освящен заново. Чин освящения совершил генеральный викарий апостольской администратуры Юга Европейской части России о. Майкл Скрин. Из Германии специально на церемонию был приглашен заместитель бургомистра г. Шпайера Роланд Керн, в своё время написавший письмо-прощение губернатору Курской области А.В. Руцкому о возвращении здания костёла прихожанам и в целом, много сделавший для возрождения католической общины в Курске.

С 8 по 10 мая 1999 года наш храм посетил епископ Клеменс Пиккель. 8 мая 1999 года им была проведена понтификальная торжественная Месса, а 9 мая владыка освятил два установленных креста на шпилях храма. Летом того же года, его декретом о. Кшиштоф был назначен настоятелем (по совместительству) ещё двух католических приходов – Пресвятой Девы Марии Заступницы в г. Воронеже и святых апостолов Петра и Павла в г. Белгороде, куда он приезжал раз в месяц и проводил Мессы вплоть до лета 2002 года.

30 мая 1999 года в общине была образована группа международного движения «Матери в молитве», целью которой является молитва за детей. Здесь же отметим, что с 19 по 20 марта следующего года приход посетила Вероника Уилльямс из Великобритании, основательница этого движения, которая провела встречи в костёле с курскими прихожанами, в ПТУ№ 5 с молодежью, а также в белгородской общине.

С ноября 1999 года в храме начали проводиться поклонения Святым Дарам. Также преподавалось таинство елеопомазания больным, проводились дни милосердия для нуждающихся людей (сбор продуктов и вещей) и концерты органной музыки, которые проводил И.И. Краевянов.

В 2000 году начата очередная реставрация костёла, а также ремонт отопительной и электрической систем, который продолжался несколько лет. В том же году в храм вернулись церковные ценности, которые сохранили у себя в домах потомки прихожан, посещавших костёл в 1930-х годах: иконы «Святейшее Сердце Иисуса» и «Пресвятое Сердце Девы Марии», а также малое бронзовое распятие. В феврале того же года в курской общине была создана группа Живого Розария, в которую тогда вошли 15 прихожан.

2000 год. Апрель.

Также следует упомянуть и о том, что при храме действовал филиал международной благотворительной католической организации «Каритас», состоявший из заинтересованных прихожан, которые оказывали помощь малоимущим прихожанам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, домам-интернатам.

В январе 2000 года они оказали помощь продуктами питания 200 учащимся нескольких ПТУ и школ города, а с 1 по 28 февраля 2001 года была проведена акция антикризисной программы «Зима 2000-2001», во время которой непосредственная помощь продуктами была оказана 240 людям: из дома-интерната № 5, поликлиники № 3, технической школы № 58, нуждающимся прихожанам Курска и Белгорода. Проведение данной акции было отражено в газете «Курский вестник». Также следует упомянуть о том, что 15 февраля 2002 года курское благотворительное отделение посетил директор «Каритас» севера европейской части России Лука Гомульский (г. Москва).

Ввиду ветхости старого приходского дома по ул. Марата, д. 33, купленного в 1997 году, летом 2016 года началась его глобальная реконструкция. Работой руководил новый настоятель монсеньор Петер Фидермак (Словакия) и уже весной 2017 года она была завершена. Деньги на строительство были получены в основном от спонсоров и Архиепархии Божией Матери в Москве. Некоторую часть также собрали прихожане и о. Петер, который отдавал свою пенсию. Также под его руководством была обустроена территория вокруг дома.

2017 год. Новый приходской дом.

С 2018 по 2020 годы на пожертвования прихожан была проведена реставрация всех 14 икон Крестного пути, которую провела реставрационная мастерская Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки.

Интересные изменения в этот период произошли и в концертной деятельности костёла. Если до этого концерты давались преимущественно курскими музыкантами: Игорем Краевяновым (орган), Натальей Стрелковой (орган), Еленой Рябко (орган), то приблизительно с 2017 года в Курск всё чаще стали приезжать музыканты из других городов и даже стран: заслуженный артист России, профессор кафедры органа и клавесина РАМ им. Гнесиных Александр Майкапар (орган, Москва), доцент Московской консерватории Алексей Шевченко (орган, Москва), российский барочный виолончелист Александр Листратов (Санкт-Петербург), солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин (орган, Белгород), Милена Арутюнова (орган, Германия), латвийская органистка Евгения Лисицына (Рига, Латвия).

Сегодня Римско-католическая церковь Успения Божией Матери – это уникальный и один из двух сохранившихся костёлов Черноземья, имеющий уже более чем 120-летнюю историю. Он вошёл в пятёрку самых красивых католических храмов России, по версии портала «Культура.РФ» [9]. Кроме того, ему присвоен статус Объекта культурного наследия народов РФ регионального значения. Он является неотъемлемой частью культурного и религиозного облика города Курска. Каждую неделю в нём проходят богослужения на русском и английском языках, а также проводятся органные концерты (в среднем около 36 концертов в год), на которых выступают известные российские и зарубежные музыканты и куда приходит значительное число слушателей.

2015 год. Фото – Наталья Гилёва

Живописный курский костёл запечатлели в своих полотнах уже многие курские и российские художники, а гости и жители города специально приезжают для того, чтобы своими глазами увидеть и сфотографировать уникальный памятник архитектуры неоготики, который является настоящей жемчужиной города Курска.

Дружественные связи с другими конфессиями

Отметим такой интересный факт, что в эти переломные для многих умов годы, на дружеский контакт со священниками и прихожанами костёла охотно шли представители различных христианских направлений, представленных в Курске. Так, 17 января 1999 года прихожане, вместе с гостями прихода и о. Майклом Скрином, посетили комплекс монастыря Коренной пустыни, где состоялась экуменическая молитва о единстве христиан. О. Майкл встретился с архиепископом Курским и Рыльским Ювеналием. Состоявшаяся встреча имела широкий резонанс и освещалась в местной прессе. А 15 августа 2000 года прихожане с настоятелем посетили старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы (ул. Антокольского, д. 13). Настоятель храма, епископ Древлеправославной церкви России (Курская епископия) Аполлинарий Дубинин любезно показал гостям храм, иконы, алтарь, интересно рассказал об истории храма и его возрождении, о сегодняшних заботах и делах прихода.

12 марта 2002 года в нашем приходе состоялась встреча с представителями различных христианских конфессий г. Курска. Она была посвящена теме «Христиане вместе». А 22 февраля того же года совершён крестный путь по улицам города, к которому присоединились христиане-баптисты. Данное мероприятие было отмечено в прессе и на телевидении.

Кроме того, в эти года администрация города шла навстречу католическому приходу по многим вопросам и просьбам общины. Для примера, 30 марта 2001 года с их разрешения были проведены по городу (по ближайшим улицам к нашему храму) 14 стояний Крестного пути. Отметим, что такие же процессии проводились и позже. Последние из них состоялись в 2017 и 2019 годах и в них также участвовали представители областной и городской администрации.

Благотворительная помощь храму

После того, как католический приход в Курске вновь обрёл жизнь, перед общиной встала громадная финансовая проблема, ведь для костёла требовалось купить кресты, статуи, иконы, орган, священнические одежды, богослужебные предметы и многое, многое другое. И надо признать, что своими силами справиться было совершенно невозможно. Но к счастью, почти сразу после возрождения, от разных людей и из разных стран начала приходить огромная финансовая и материальная помощь. И только благодаря ей приход удалось восстановить в том виде, в каком он существует сейчас. Заметим, что это нисколько не приуменьшает роли самих прихожан, многие из которых вкладывали в приход всё, что только могли.

Всех людей, которые в той или иной мере оказали помощь приходу, перечислить будет невозможно, так как их слишком много и известны далеко не все имена, но здесь мы упомянем лишь некоторых.

Одним из первых благотворителей был епископ г. Шпайера (Германия) Антон Шлембах (Курск и Шпайер – города-побратимы), с которым с 1996 года у курского настоятеля установилась и наладилась переписка. Ему было направлено приглашение от о. Йозефа и старосты прихода С.В. Пекарского с просьбой посетить курскую общину. Владыка приглашение принял и назначил пастырскую встречу на август 1997 года. Во исполнение договорённости, 30 августа 1997 года епископ Антон Шлембах прибыл в г. Курск. Он отслужил торжественную Мессу по случаю возвращения верующим Римско-католического храма Успения Божией Матери. Но одним только пастырским визитом всё не ограничилось. Уже 27 ноября того же года из Шпайера были получены в дар: 14 икон Крестного пути, дарохранительница, большая евхаристическая чаша, 12 литургических одеяний, статуя Божией Матери Таинственной Розы, подсвечники. Кроме того, из г. Шпайера не раз присылались деньги на ремонт и восстановительные работы для курского костёла.

Большую помощь храму оказывали также священники, которые в разное время служили в г. Курске. Так, в 1998 году настоятель прихода о. Кшиштоф Кемпа привёз из Польши пожертвования от польских прихожан-католиков из различных городов (около 600 долларов) для изготовления и установки на шпилях храма металлических крестов, которая совершилась в апреле 1999 года. В 1998 году, он также привёз из Польши реликварий с мощами блаженной Болеславы Лямент, статую Пресвятого Сердца Иисуса, фигуры для рождественского вертепа: Младенца Иисуса, Девы Марии, Иосифа, трёх волхвов и животных.

Кроме того, оказывали помощь и священники, которые приезжали к нам в гости. В 1998 году о. Станислав Малиновский (Свидница, Польша) подарил приходу икону Ченстоховской Божией Матери.

Нельзя не сказать и о том, какую помощь храму оказывали различные благотворительные организации и фонды. Когда шёл трудный процесс капитального ремонта костёла и восстановления всех его коммуникационных систем, то в поиске помощи, о. Кшиштоф Кемпа не раз обращался не только к местной администрации, к знакомым и друзьям из Польши, Мальты, Северной Америки, но также и к католическим благотворительным организациям Германии и «Каритас» в России. И помощь приходила.

Например, в сентябре 1997 года при содействии благотворительной организации Римско-католической церкви в Германии «Renovabis» и международной католической благотворительной организации «Помощь Церкви в нужде» для настоятеля и нужд общины был приобретен приходской дом, находящийся по ул. Марата, д. 33, расположенный прямо рядом с храмом. Ремонтом дома занимались прихожане.

Можно также привести ещё один яркий пример. 25 июля 2001 года благодаря посредничеству Всемирного Христианского Благотворительного Фонда «Триумф Сердца» Ярославского областного отделения (председатель Ю.Д. Агафонов) храму был подарен электромеханический духовой орган из Германии. К сожалению, когда через два дня в город прибыли органный мастер фирмы «Werkstätte für Orgelbau Benedikt Friedrich» Бенедикт Фридрих (г. Оберасбах, Германия) и главный органист и органный мастер Московского кафедрального собора Непорочного Зачатия пресвятой Девы Марии Тимур Досаев, то выяснилось, что во время хранения органа на складе в г. Смоленске и при его транспортировке, он был сильно поврежден и не подлежал восстановлению…

Однако, костёл ненадолго остался без музыкального сопровождения. В октябре 2004 года в приход был привезён и установлен новый электронный орган итальянской фирмы Viscount. Уже 19 декабря он был торжественно освящен архиепископом-митрополитом Тадеушем Кондрусевичем. В тот же день был дан концерт органной музыки.

Из последних значимых благотворительных событий можно выделить то, что в 2019 году на деньги американских католиков и при участии Конференции католических епископов США была приобретена приходская машина, используемая для нужд общины и священников курского костёла.

2017 год. Орган курского костёла.

В знак благодарности всем благодетелям, каждое 13 число месяца в храме долгое время служилась благодарственная Месса за меценатов курского прихода.

Священники и монахини нашего прихода

Первым священником восстановленного католического прихода, как мы уже писали, был о. Ежи Зимински, который начал приезжать из Харькова для проведения католических богослужений в Курске приблизительно с апреля 1992 года.

Первым официально назначенным настоятелем прихода стал 30 апреля 1995 года о. Йозеф Гунчага (г. Сташков, Словакия) при котором возобновилось проведение богослужений в здании храма, который на тот момент ещё принадлежал городскому Дому культуры.

13 сентября 1996 года в г. Курск впервые приехали для помощи приходу сёстры-монахини из Словакии и Чехии: Стефания Байдарова, Ивета Галченова, Алжбета Копецка. Они занимались с детьми, изучали катехизис с прихожанами, помогали в восстановлении храма и других работах. Но пробыли они в Курске не долго и уже с 12 сентября 2001 года в храме начали своё служение монахини из конгрегации св. Елизаветы – сёстры Никодема Слива и Лаура Витковска. С их помощью в приходе начали проводиться еженедельные встречи с молодёжью, продолжилась катехизация детей и проводилось множество других мероприятий.

2015 год.

С 6 сентября 1997 года настоятелем прихода был назначен о. Кшиштоф Кемпа (д. Рембишув, Польша). Именно при нём состоялась окончательная передача здания храма общине верующих, а также его повторное освящение. Он пробыл настоятелем до 8 августа 2003 года.

23 декабря 2001 года в приход на постоянное служение был направлен викарный священник о. Гжегож Зволински из Польши.

С 17 сентября 2003 по 21 ноября 2006 года настоятелем прихода был о. Анджей Гжибовски (Польша), который до этого служил в г. Перми в течение 10 лет. К его приезду приход уже насчитывал около 350 человек, примерно треть из которых являлись иностранными студентами. Отец Анджей приложил много усилий для благоустройства костёла. При нём был проведён ремонт, установлен электронный орган, восстановлены боковые алтари, благоустроена прихрамовая территория, возведена красивая ограда, появилось много новых икон. Также в это время несколько раз приезжал в Курск глава российских католиков, архиепископ-митрополит Тадеуш Кондрусевич, который 17 сентября 2006 года, в сослужении с епископом г. Ломжы (Польша) Станиславом Стефанеком, повторно освятил костёл к его 110-летнему юбилею. Следует отметить, что у о. Анджея были хорошие, дружеские контакты с представителями других вероисповеданий, в том числе и с православным митрополитом Ювеналием.

26 ноября 2006 года в г. Курск прибыл новый, 37-летний священник – Ян Бобер, также уроженец Польши. В 1996 году он закончил Люблинский католический университет. Сначала он служил на родине в сельском приходе, а затем в России – в Перми, Петрозаводске, Москве. Он хорошо изучил культуру России, её язык. Курск был первым городом, где он был назначен настоятелем храма. О. Ян считал, что главные его задачи заключаются в духовном воспитании населения и участии в социальных программах. О. Ян служил в курском приходе больше восьми лет до 13 февраля 2015 года.

2017 год. Фото – Дмитрий Богатенков

С 13 февраля 2015 года вместо него был назначен настоятелем о. Евгений Кондратенко (Санкт-Петербург) из Конгрегации Воплощённого Слова, который прежде был викарием приходов в Ульяновске, Сызрани и Казани. Вместе с ним на служение приехал о. Эстебан Думонт из той же конгрегации. Оба священника пробыли в Курске лишь до декабря 2015 года.

С 1 июля 2008 года в г. Курск был направлен о. Питер Эчесирим Анозье (Нигерия), который до этого служил в г. Орле. Отец Питер закончил католическую высшую духовную семинарию в Санкт-Петербурге и был рукоположен в 2003 году, после чего служил в нескольких городах России. В нашем городе он уже много лет окормляет общину иностранных студентов. Каждый воскресный день и по большим праздникам о. Питер проводит для них богослужения на английском языке.

С 2013 по 2019 годы в приходе несли своё служение монахини из Конгрегации Сестёр Святой Елизаветы: Каролина Краевска, Эстера Худа, Малгожата Берка, Давида Чеховска, Тереза Черенкова, которые продолжили и приумножили деятельность уехавших из г. Курска сестёр из их ордена – Лауры и Никодемы. Они занимались катехизацией с детьми, проводили библейские встречи, вели киноклуб и всячески помогали храму и приходу. Сестра Давида также возглавляла группу Живого Розария. В декабре 2019 года Конгрегация Сестёр Святой Елизаветы завершила своё служение в Курске, и все сёстры покинули город.

После того, как о. Евгений Кондратенко завершил своё служение, с 20 декабря 2015 года в приход был назначен администратором монсеньор Збигнев Круль (настоятель Орловского и Брянского католических приходов). Но уже с 11 апреля 2016 года вместо него начал служение монсеньор Петер Фидермак (Словакия), но и он пробыл в Курске всего год и 4 месяца. Тем не менее, за этот относительно короткий период отцу Петеру удалось полностью реконструировать приходской дом. Уже 22 августа 2017 года приход вновь ненадолго (год и три месяца) возглавил монсеньор Збигнев Круль.

2015 год.

С 26 сентября 2017 года в приход был направлен викарием о. Кшиштоф Буяк (Польша), принадлежащий к Ордену проповедников (доминиканцы). Чуть больше, чем через год, 6 ноября 2018 года он был назначен администратором прихода. Новый настоятель получил духовное образование в Люблинском католическом университете. Служил в городе Ярославле и в Санкт-Петербурге, где активно занимался катехизацией в приходе святой Екатерины Александрийской. О. Кшиштоф взялся за духовное образование и в общине курского храма. По его инициативе стала проводиться подготовительная катехизация, продолжительностью около года, причём как для готовящихся к принятию Крещения, так и для всех, кто желал вступить в общение с Католической Церковью или подготовиться к различным таинствам. Кроме того, каждое воскресенье в приходе стали проводиться библейские встречи.

Также, при о. Кшиштофе на реколлекции в курский приход впервые приглашались такие видные духовные проповедники, как директор Информационной службы Архиепархии Божьей Матери в Москве, генеральный викарий архиепархии о. Кирилл Горбунов, директор Института Религиозных Наук св. Фомы Аквинского в Киеве, доминиканец о. Войчех Сурувка, историк-медиевист, бывший директором Института св. Фомы Аквинского в Варшаве, доминиканец о. Павел Крупа, директор Института св. Фомы в Москве, член Общества Иисуса о. Штефан Липке (Германия). Ещё следует упомянуть и о том, что усилиями нового настоятеля довольно значительно, количественно, а главное – качественно пополнилась библиотека прихода, в которую теперь вошло большое количество иностранной литературы и книг по библеистике. Сама же библиотека, ввиду своего размера, была перенесена из храма в приходской дом.

С 20 ноября 2020 года в курском римско-католическом храме также начал своё служение в качестве викария прихода ещё один представитель доминиканцев – о. Яцек Дудка (Польша). Он закончил семинарию в г. Краков (Польша). Рукоположение состоялось 23 мая 2009 года. В курском храме он возглавил группу Живого Розария.

Составлено по материалам:

  1. Боева В. Неизвестные дети Казимира Малевича // Друг для друга. – № 33 (827). – 17 августа 2010 // URL: http://www.dddkursk.ru/number/827/planet/001722/ (дата обращения 06.06.2021).
  2. Бугров Ю.А., Коротеева Н.Н., Лагутич М.С. Курский католический синодик. – Курск: издание «Библиотека Бугрова», 2012. – 63 с.
  3. ГАКО. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 3595. – Л. 20.
  4. ГАКО. – Ф. 4. – Оп. 1. – Д. 144. – Л. 1-120.
  5. ГАКО. – Ф. 195. – Оп. 2. – Д. 3. – Л. 35.
  6. Гунчага Й. В костеле идут богослужения // Курская правда. – 1995. – 24 нояб.
  7. Задворный В.Л. История католической церкви в России: Краткий очерк / Задворный В.Л., Юдин А.; – М.: Изд-во колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. – 32 с.
  8. Зорин А.В. Страницы истории Курского края / А.В. Зорин, А.Г. Шпилев; Ком. по культуре Адм. Курской обл., Курский гос. обл. музей археологии. – Курск: Издательство ПОЛСТАР Курск, 2019. Т. 2. – 2019. – 280 с.
  9. Католические храмы России // портал Культура.РФ // URL: https://www.culture.ru/materials/253453/katolicheskie-khramy-rossii (дата обращения 15.07.2021).
  10. Озеров Ю.В. Тайна старинного распятия // Курская правда. – 2011. – 12 июля. – № 81 // URL: https://web.archive.org/web/20151117030629/http://www.kpravda.ru/article/culture/017641/ (дата обращения 06.07.2021).
  11. Памятная книжка Курской губернии на 1894 год, составленная секретарем Курского губернского статистического комитета, Т. И. Вержбицким: с 1-м портретом и 2-мя планами / (Издание Курского губернского статистического комитета). – Курск: Тип. Кур. губ. правл., 1894. – 237 с.
  12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. – Т. XX. Курская губерния / под ред. Н.А. Тройницкого. – СПб.: Изд. Центр. стат. комитета Мин-ва внутр. дел, 1904. – 291 с.
  13. Письмо №579 от 18.01.1892 г. // ГАКО. – Ф. 1 –. Оп. 1. – Д. 3829. – Л. 1.
  14. Письмо из Прокуратуры Курской области за № 13/1-257-04 от 23.12.2004 г. // Архив документов Прихода Успения Божией Матери Римско-католической Церкви города Курска.
  15. Степанов В.Б. Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. – Курск: ИПП Курск, 2006. – 368 с.
  16. Терешенко А.А., Рянский Л.М., Рянский Р.Л. Курский край в XIX веке // Курский край: Культура и культурно-историческое наследие. Научно-популярная серия в 20-ти томах. Том VIII. – Курск: Изд. ООО «Учитель», 2003. – 236 с.
  17. Тутенко В. Польский костел. И Курское панство. – [б. м.]: Издательские решения, 2019. – 138 с.